Если вы передвигаетесь на мотоцикле или велосипеде, размеры вашего транспортного средства будут прекрасно видны – достаточно оглядеться. Внутри автомобиля все не так: крайние точки автомобиля спереди, сзади, слева и справа скрыты от вас различными элементами авто. При парковке, объезде, обгоне это мешает уверенно оценить размер автомобиля: визуально может казаться, что вот-вот уже заденете препятствие, а на самом деле до него еще два метра. Еще хуже, когда наоборот, кажется, что места еще много, и вот – наехали на какой-нибудь бордюр.
Таким образом, чувствовать габариты машины – это понимать, где находятся крайние точки автомобиля, сидя за рулем и не видя их. Как правило, наибольшие сложности представляет контроль правой стороны (для машин с традиционным левым расположением руля) и задних габаритов. Проще всего контролировать левую сторону.
Кроме того, важно оценивать габариты машины в динамике: когда нужно тормозить, чтобы успеть остановиться перед препятствием на скорости 20км/ч? А на скорости 80 км/ч?
Зачем нужно чувствовать габариты машины?
Безопасность вождения сильно зависит от корректного восприятия размеров машины. Без этого невозможно:
- занять правильное положения на полосах дорожного движения;
- двигаться в потоке машин, перестраиваться;
- совершать объезд и обгон;
- парковаться, заезжать в гараж;
- вовремя тормозить перед препятствиями, соседними машинами, пешеходными переходами, светофорами.
Без четкого понимания габаритов машины невозможно полноценное вождение. Как же научиться?
Метод контрольных точек (ориентиров)
Этот метод часто используется в автошколах. Он предполагает определение на машине контрольных точек, которые позволяют достаточно четко определять положение автомобиля в пространстве.
Для этого нужно отправиться на площадку или другое место, где движение автомобилей неактивно, установить автомобиль у бордюра или другого горизонтального ориентира, и определить контрольные точки.
Что нужно учесть:
- При определении этих точек вы должны понимать, как расположены вы внутри машины: как отодвинуто кресло, не наклоняетесь ли вы к рулю. Изменение положения головы в пространстве будет влиять на расположение контрольных точек.
- Контрольные точки для разных автомобилей будут разными. Автомобиль может быть короче, шире, и ориентиры будут сдвигаться. К тому же, в каких-то автомобилях можно ориентироваться, например, на бампер, а в других его совсем не видно.
- Желательно определять контрольные точки для ведущего глаза.
- Помните, что контрольные точки изначально определяются для линий, параллельных или перпендикулярных автомобилю. При сближении под углом они будут меняться, это нужно отдельно учитывать.
Как правило, инструктор помогает определить контрольные точки для учебного автомобиля.
Упражнения на площадке
Когда контрольные точки определены, можно приступать к практике. Часто ученики игнорируют площадку, считая ее не очень важной, тогда как упражнения на площадке – залог легкой парковки, уверенного перестроения и обгона в будущем.
На данный момент обязательными являются заезд в бокс, параллельная парковка, остановка на подъеме и разворот в ограниченном пространстве. Но если хотите стать асом вождения, можно попросить инструктора показать дополнительные упражнения:
- «змейка» – это упражнение не входит сейчас в экзамен, но очень полезно для развития чувства габаритов.
- «змейка» задним ходом – тренирует чувство задних габаритов, с которыми обычно возникает больше всего сложностей.
- «маяк» – для упражнения устанавливаются конусы или стойки спереди и сзади автомобиля. Необходимо двигаться вперед и назад, стараясь приблизиться максимально, но при этом не задеть препятствие.
Практика
После получения прав нужно обязательно проделать все вышеперечисленное уже на своем автомобиле.
Попробуйте самостоятельно или с помощником определить контрольные точки для своего автомобиля. Попросите кого-нибудь обойти автомобиль, пока вы будете оставаться за рулем, чтобы оценить размеры слепых зон вокруг автомобиля.
Если все еще ощущаете неуверенность, попробуйте дополнительные упражнения. Используйте подручные средства, например легкие картонные коробки, пластиковые бутылки. Естественно, тренироваться нужно в безлюдных местах, а лучше на специальных площадках.
- Тренируем навыки парковки: постройте из коробок две башни, и попробуйте припарковаться, не задев их.
- Определяем, где колеса: можно начертить на дороге линии от колес, и посмотреть, где они окажутся при взгляде из машины. Также можно попробовать наехать поочередно то одним, то другим колесом на раздавленную пластиковую бутылку.
- Наберите скорость и притормозите перед препятствием (это может быть коробка или линия на земле). Пробуйте с разной начальной скоростью.
Тренируйтесь больше, и чувство габаритов обязательно придет.